ЗАО «Атомстройэкспорт» отметил 10-летие проекта сооружения Тяньваньская АЭС

12.01.2010, Управление коммуникаций АО ИК «АСЭ»
20 октября в г. Ляньюньган (КНР) прошли торжественные мероприятия, посвященные 10-летию с начала строительства Тяньваньская АЭС. Тяньваньская АЭС – самый крупный объект экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Первая очередь Тяньваньская АЭС в составе двух энергоблоков была сооружена ЗАО «Атомстройэкпорт» (ЗАО АСЭ) во исполнение Межправительственного Соглашения между РФ и КНР о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции. Генеральный контракт на сооружение Тяньваньская АЭС был заключен между  Цзянсуской ядерной энергетической корпорацией (JNPC)  и ЗАО «Атомстройэкспорт» в 1997 году. «Атомстройэкспорт» выполнял функции генерального подрядчика и поставщика оборудования и материалов для АЭС. Первая очередь ТАЭС включает в себя два энергоблока с реакторными установками ВВЭР-1000 электрической мощностью 1000 МВт каждый. В строительстве были задействованы более 150 российских предприятий и организаций. Монтажные работы в зданиях «ядерного острова» осуществлял субподрядчик «Атомстройэкспорта» – 23-я Китайская строительная корпорация ядерной промышленности. Часть оборудования также была изготовлена в КНР. В октябре 2009 г. китайской правительственной награды «Медаль Дружбы» был удостоен начальник Управления по строительству АЭС в Китае ЗАО «Атомстройэкспорт»  Юрий Иванов. В мае 2009 года  руководитель Представительства ЗАО «Атомстройэкспорт» в г. Ляньюньган Александр Селихов был награжден медалью «Герой труда провинции Цзянсу». Такими наградами руководство КНР отмечает отличившихся представителей зарубежных компаний. В разные годы правительственные награды КНР вручались руководителям и ведущим  сотрудникам ЗАО «Атомстройэкспорт», принимавшим непосредственное участие в сооружении Тяньваньская АЭС. Это свидетельство эффективности работы «Атомстройэкспорта» на китайском рынке и высокой оценки профессионализма специалистов компании со стороны китайских партнеров. Сдав первый блок  Тяньваньская АЭС китайскому заказчику 2 июня 2007 года,  второй блок  – 12 сентября 2007 года, «Атомстройэкспорт» первым среди компаний, работающих на международной рынке сооружения АЭС, построил энергоблоки нового поколения. 12 сентября 2009 года завершилась двухгодичная гарантийная эксплуатация обоих блоков. Стабильная работа станции подтвердила ее надежность. Тяньваньская АЭС, построенная по усовершенствованному российскому проекту, является самой безопасной среди действующих в КНР станций. Тяньваньская АЭС соответствует международным нормам по ядерной и радиационной безопасности. Здание реактора укрыто двойной оболочкой, исключающей проникновение радиации в окружающую среду. Под корпусом  реактора установлена «ловушка» для задержания и расхолаживания расплавленной активной зоны. «Ловушка» имеет оригинальные технические решения, не имеющие аналогов в мировой практике сооружения АЭС. Китай стал первой страной, обладающей подобным устройством. На станции внедрена четырехканальная структура систем безопасности, применяется комбинация активных и пассивных устройств защиты, действует цифровая системы контроля и управления (СКУ). С момента пуска двух первых блоков Тяньваньская АЭС выработала более 35 млрд. кВт-часов электроэнергии, в том числе более 10 млрд. кВт-часов – с начала 2009 года. Оба блока станции работают стабильно на уровне номинальной контрактной мощности 1060 МВт. Генпланом Тяньваньская АЭС предусмотрена возможность расширения станции до восьми энергоблоков мощностью 1000 МВт каждый. 13 октября 2009 года Государственная корпорация «Росатом» и Китайская корпорация ядерной промышленности (CNNC) подписали протокол, в котором подтвердили желание и намерение продолжать сотрудничество в сооружении второй очереди Тяньваньская АЭС – 3-й и 4-й блоки станции. С этой целью стороны договорились создать совместную рабочую группу, которая должна согласовать стоимость проекта расширения Тяньваньская АЭС. Планируется, что проект также будет реализован силами ЗАО «Атомстройэкспорт».